В ноябре завершилась четвертая волна уникального исследования молодежи, проводимого Фондом Общественное Мнение совместно с калининградским Фондом социологических и маркетинговых исследований в рамках гранта для некоммерческих организаций.
На этом этапе в исследовании приняли участие 1500 молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет, проживающих в 47 субъектов Российской Федерации (102 населенных пункта).
Основные выводы кризисного мониторинга
- Молодежь в целом настроена оптимистичнее, чем старшие поколения. Молодые более позитивно оценивают перспективы развития экономики и свое материальное положение во время кризиса.
- Доли затронутых и не затронутых кризисом примерно одинаковы: 51% респондентов сообщили, что финансовый кризис как-то сказывается на них,
чуть меньше (43%) заявили обратное. Сильнее других ощущают на себе влияние кризиса представители возрастной когорты 21–26 лет, жители мегаполисов, низкоресурсные группы молодежи. - Меньше других замечают кризисные явления молодые москвичи, юноши и девушки 16–17 лет, представители высокоресурсных групп.
- Полгода назад, в марте 2009 года, соотношение долей затронутых и не затронутых кризисом было примерно таким же.
- Нынешний сложный год в очередной раз показал, что обладание ресурсами (доход и место жительства) является своего рода «подушкой безопасности», позволяющей относительно безболезненно переживать кризис.
- Нынешний кризис может стать для молодых кризисом жизненных планов. Сегодня примерно каждый четвертый нацеленный на образование молодой человек заявляет, что кризис сказался на его планах продолжить это образование (26%). За полгода, с марта 2009 года, эта цифра существенно не изменилась. Примерно две трети студентов, обучающихся на платной основе, говорят о повышении цен за обучение.
- С ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О том, что сейчас, в условиях кризиса, найти работу стало заметно сложнее, говорят свыше трех четвертей опрошенных – это значительно больше, чем полгода назад. Чаще других о сложностях в поиске работы говорят юноши, представители низкоресурсных слоев молодежи, респонденты в возрасте 21–23 лет. Не нашли работу более половины от общего числа молодых соискателей – 62%, однако по сравнению с мартом эта доля сократилась.
Скачать презентацию файл в формате pdf (1496 кб)
Скачать презентацию Ларисы Паутовой о молодежи в кризис (февраль, 2009 г)
Скачать презентацию Ларисы Паутовой на на семинаре, организованном ВШЭ и Объединением исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ). FOM._Kak_perezhit’_krizis_pokoleniju_potrebitel’skogo_buma
(О своих последних исследованиях рассказали представители «Комкона», «Левада-Центра», ГФК-Русь, НАФИ, ВЦИОМа, ФОМа, «Циркона», «Квалитела»).
Материалы этого сайта о кризисе — здесь
[…] Кризис – NEW! […]