Кризис-осень 2009

8dd032365f37d151d7ed64b8c2fe5863_big

В ноябре завершилась четвертая волна уникального исследования молодежи, проводимого Фондом Общественное Мнение совместно с калининградским Фондом социологических и маркетинговых исследований в рамках гранта для некоммерческих организаций.

На этом этапе в исследовании приняли участие 1500 молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет, проживающих в 47 субъектов Российской Федерации (102 населенных пункта).

Основные выводы кризисного мониторинга

  • Молодежь в целом настроена оптимистичнее, чем старшие поколения. Молодые более позитивно оценивают перспективы развития экономики и свое материальное положение во время кризиса.
  •  Доли затронутых и не затронутых кризисом примерно одинаковы: 51% респондентов сообщили, что финансовый кризис как-то сказывается на них,
    чуть меньше (43%) заявили обратное. Сильнее других ощущают на себе влияние кризиса представители возрастной когорты 21–26 лет, жители мегаполисов, низкоресурсные группы молодежи.
  • Меньше других замечают кризисные явления молодые москвичи, юноши и девушки 16–17 лет, представители высокоресурсных групп.
  • Полгода назад, в марте 2009 года, соотношение долей затронутых и не затронутых кризисом было примерно таким же.
  • Нынешний сложный год в очередной раз показал, что обладание ресурсами (доход и место жительства) является своего рода «подушкой безопасности», позволяющей относительно безболезненно переживать кризис.
  • Нынешний кризис может стать для молодых кризисом жизненных планов. Сегодня примерно каждый четвертый нацеленный на образование молодой человек заявляет, что кризис сказался на его планах продолжить это образование (26%). За полгода, с марта 2009 года, эта цифра существенно не изменилась. Примерно две трети студентов, обучающихся на платной основе, говорят о повышении цен за обучение.
  • С ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О том, что сейчас, в условиях кризиса, найти работу стало заметно сложнее, говорят свыше трех четвертей опрошенных – это значительно больше, чем полгода назад. Чаще других о сложностях в поиске работы говорят юноши, представители низкоресурсных слоев молодежи, респонденты в возрасте 21–23 лет. Не нашли работу более половины от общего числа молодых соискателей – 62%, однако по сравнению с мартом эта доля сократилась.

Скачать презентацию файл в формате pdf (1496 кб)

Скачать презентацию Ларисы  Паутовой о молодежи в кризис (февраль, 2009 г)

Скачать презентацию Ларисы Паутовой на на семинаре, организованном ВШЭ и Объединением исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ). FOM._Kak_perezhit’_krizis_pokoleniju_potrebitel’skogo_buma

(О своих последних исследованиях рассказали представители «Комкона», «Левада-Центра», ГФК-Русь, НАФИ, ВЦИОМа, ФОМа, «Циркона», «Квалитела»).

Материалы этого сайта о кризисе — здесь

Реклама

One Response to Кризис-осень 2009

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: